Сказки атомной эры: Ford Nucleon (1958 г.)

Опубликовал: msx

5
+
25 апреля 4408 1

Ядерные автомобили полвека назад…

Никогда еще в своей истории Америка не была столь окрылена верой в светлое будущее, как в далекие 50-е годы XX века. Позади остались массовая безработица, экономические и военные потрясения тридцатых-сороковых, экономика была на подъеме, а до вьетнамской кампании и волн нечесаных хиппи, захлестнувших страну в конце 60-х, было еще далеко.



Эпоха смелых людей, время великих строек

Поэтому берусь утверждать, что Америка Эйзенхауэра, или «Айка», как почти нежно называли своего президента американцы, была самой романтической в новейшей истории страны. НТР била фонтаном — ведь именно тогда обществу предстали во всей своей красе фантастические достижения реактивной техники и нарождающейся космонавтики, появились первые телевизоры и дешевые синтетические материалы, вроде тех же нейлоновых чулок для sexy girls, угрюмо-каменные небоскребы уступали место модерновым башням из стали и стекла, а в дансингах начинали крутить рок-н-ролл. Но главное было то, что это десятилетие стало Эрой Атома.

Тот обстоятельство, что под завес минувшей войны серебристые Б-29 сожгли дотла с помощью этого самого атома пару городков чертовых джапов, среднего американца ничуть не смущало: сами виноваты, косоглазые, нечего было бомбить Пирл-Харбор, поделом, в следующий раз умнее будут… Чернобыльский набат еще не пробил; посему перспективы применения чудо-энергии рисовались просто радужные.



На дорогах Будущего

О военных аспектах использования урана-235 или плутония-239 как-то говорилось невнятно («охота на ведьм» под эгидой комиссии, возглавляемой бешеным сенатором Маккарти, все-таки не прошла бесследно), и акцент делался на то, что «мирный атом» вскоре войдет в каждый дом. «Попьюлар Мекэникс» и прочие научно-популярные издания пестрели проектами явными и мнимыми — на тему, что в недалеком будущем появятся корабли и локомотивы, самолеты и вертолеты, даже холодильники и наручные часы с ядерными реакторами внутри.

Детройт не мог остаться в стороне от атомной эйфории, и принял живейшее участие в ней. В 1958 году публике был представлен очередной «дрим-кар», автомобиль-мечта, Ford Nucleon — он же «ядерный Форд». Естественно, пока только неходовой макет, поскольку специализированного автомобильного реактора на тот момент еще не существовало в природе. Несомненно, это был бы почти идеальный автомобиль, который обслуживался исключительно на специализированных станциях высококвалифицированным персоналом, а у владельца бы не болела голова на предмет стоимости бензина или темпах опорожнения топливного бака, поскольку запаса урана хватало бы как минимум на несколько лет беспрерывной езды.



Макет «Форд Нуклеон» в масштабе 1:4

Приплюснутый экипаж имел двухместную кабину, защищенную от воздействия радиации, в передней части кузова, а в вырезе кормы располагалось съемно-модульное «атомное сердце». Капсула с радиоактивным горючим, защищенная двойным дном, предусматривалась заменяемой, чтобы можно было легко «дозаправиться» в длительном путешествии.

Предполагалось, что на одной капсуле с ядерным топливом автомобиль сможет пройти около 8 000 км или больше, в зависимости от типа установленной капсулы. После того, как заряд иссякнет, ядерное топливо должно было быть заменено на свежее на специальных техстанциях, которые планировались как замена традиционным заправочным станциям.

По замыслу конструкторов, водитель должен был повелевать мощностью двигателя при помощи обычной педали акселератора, соединенной напрямую (!!!) с управляющими графитовыми стержнями реактора.

Остается лишь облегченно перевести дыхание, будучи уверенным, что ни один промышленный образец такого дорожного транспорта, к счастью, так и не увидел свет. Что бы произошло с ним и окружающим районом в радиусе, эдак километров десяти, в случае столкновения, остается только гадать…



Проект «Нуклеон II»

Впрочем, проект погубили вовсе не страхи перед неуправляемой цепной реакцией или возможным радиоактивным загрязнением. В процессе расчетов выяснилось, что даже для самого миниатюрного реактора требуется свинцово-стальная защита массой не менее 50 тонн — что автоматически исключало его применение в легковом автомобилестроении; о финансовых вопросах проекта уже и не говорилось. И в 1961 году по указанию президента Кеннеди все разработки «атомобилей» были свернуты.

Атом так и остался детищем военных, а мирное применение ядерной энергии в мире ограничилось строительством АЭС и нескольких гражданских судов. Может, это и к лучшему…


P. S. Вместо послесловия.

Отбить у американских инженеров мечту об ядерных автомобилях было все же нелегко. В 1963-м, на Всемирной выставке был продемонстрирован очередной прожект — Ford Seattle. На нем, впервые в мире, предусматривалась система компьютерной навигации (которая стала реальностью намного позже, в виде GPS), информационная система, четыре ведущих и управляемых колеса. В качестве силовой установки планировались либо блок топливных элементов, либо… все тот же компактный ядерный двигатель.



Ford Seattle


Наверх